Кто такой дефектолог?
Дефектология – это наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (овз), имеющими те или иные физические, психические недостатки, решающая вопросы их обучения и воспитания в силу наличия особых образовательных потребностей. В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.
дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, работающие в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Цель работы дефектолога – коррекция, преодоление имеющихся недостатков за счёт развития компенсаторных возможностей, как необходимого залога успешного обучения и воспитания детей данной категории, их последующей адаптации в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах жизнедеятельности.
все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений (институт, университет). Будущие дефектологи, помимо педагогических дисциплин, раскрывающих методику работы с разными категориями лиц с особенностями в развитии, изучают ряд медицинских предметов, психологию и патопсихологию, общую и специальную педагогику. Все эти специалисты не являются врачами, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. Дефектологи могут работать в разных учебных, медицинских и реабилитационных заведениях. Это могут быть учреждения системы образования, здравоохранения или социальной защиты населения: школы, детские сады, поликлиники, больницы, центры психологической помощи и реабилитации, поселения для взрослых инвалидов и пр.
работа дефектолога начинается с тщательного изучения степени выраженности дефекта. Дефектолог проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение), исследует особенности эмоционально-волевой сферы, собирает анамнестические сведения. В зависимости от своей специализации, педагог акцентирует внимание на слухе, зрении, речи или интеллектуальном развитии. После оценки результатов диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приёмы, разработать перспективный план последующего коррекционного воздействия.
Для ребёнка или взрослого с овз создаются специальные условия обучения, воспитания, подбираются лечебно -оздоровительные мероприятия, кроме того, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, ортопед, отоларинголог, окулист, ортодонт и др.).
Свою работу дефектолог строит исходя из индивидуальных возможностей ребёнка или взрослого с овз, ориентируясь на существующие проблемы и возможности. Длительность работы специалиста определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.
существует несколько дефектологических специальностей:
· Дефектолог-сурдопедагог работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми. Основными задачами работы сурдопедагога является изучение закономерностей развития лиц с нарушениями слуха, их образование и воспитание в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения слуха и речи.
· Дефектолог-тифлопедагог работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими людьми. Задачами тифлопедагога является психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении.
· Дефектолог-логопед работает с людьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Он корригирует и устраняет недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулирует ее развитие. Логопеды работают с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми, детьми с дцп, аутизмом и др. Также логопед помогает восстановить речь взрослым людям перенёсшим инсульт или травму.
· Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), дцп, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Он работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими интеллектуальные и психические нарушения. Так же оказывает помощь детям с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе.